В сентябре 1948 Jaguar представил Mark V - первую послевоенную модель, которая, несмотря на некоторые радикальные изменения и новую независимую переднюю подвеску, могла позволить компании продержаться на плаву не более пары лет.
К запуску в производство готовился прекрасный двигатель, но Mark V имел слишком консервативную внешность для его дебюта. Перед мотористами была поставлена задача "снять" с двигателя 160 л.с. Распредвалы решили расположить сверху и после создания нескольких пробных модификаций, мотор был готов. Рядная "шестёрка" объёмом 3442 см3 с четырьмя клапанами на цилиндр, установленными V-образно, получила имя XK. Ну а мощность равнялась 160 л.с.!
Теперь у Jaguar было прекрасное шасси и отличный мотор, но использовать всё это по назначению возможности не было - нужен был спортивный автомобиль. Было решено выпустить несколько спорткаров, которые должны были создать рекламу и принять участие в автогонках.
Задача по проектированию кузова была возложена на Уильяма Лайонса, причём произошло это всего за пару месяцев до Лондонского автосалона 1948. Результат поверг всех в шок. По прошествии полувека можно смело сказать, что XK120 является одним из величайших спортивных автомобилей всех времён. XK120 не был замаскированным гоночным автомобилем - он обладал непревзойдённым "ягуаровским" комфортом и каждой линией экстерьера напоминал о своём врождённом аристократизме. Ну а аргументом, отправляющим в нокаут, была цена - 998 фунтов стерлингов (с налогом - 1298).
Индекс 120 машина получила от значения своей максимальной скорости. Причём - в милях. Так что новая "кошка" стала самым быстрым серийным автомобилем своего времени. Поначалу обнаружилось большое количество скептиков, не верящих в магические 120 миль в час. Потребовались доказательства. Специально подготовленная группа представителей Jaguar перекрыла секцию двустороннего шоссе в Бельгии, где перед группой журналистов была проведена "акция устрашения". Стандартный XK120 разо-гнался до 126 миль в час... Но разве это предел? Со снятым ветровым стеклом машина достигла рубежа в 133 мили в час. И это был стандартный автомобиль! После такой рекламной акции светлое будущее XK120 было обеспечено. Заказы затопили британскую фирму и "ягуаровцы" очень быстро поняли, что пары сотен планировавшихся к выпуску экземпляров будет явно недостаточно. Народ хотел ХК120:
Списки "ожидающих" значительно увеличились после гоночного дебюта на трассе Сильверстоун в гонке Production Sports Cars. Три автомобиля были доверены известным гонщикам Питеру Волкеру, Лесли Джонсону и Принцу Бире. Последний проколол колесо, но первые двое завершили гонку успешно.
После успехов на родине возникла необходимость оценить свои силы на международной арене. В 1950-м было решено выставить три автомобиля для участия в 24-часовой гонке в Ле-Мане. К сожалению, на лидирующей машине всего за три часа до финиша возникли проблемы и Jaguar не смог попасть на подиум. Но необходимые уроки были извлечены и последующие результаты в гонках были куда более значительными.
В 1951-м появился XK120 Fixed Head Coupe. Как следует из названия, автомобиль имел жёсткую крышу и был близок по духу довоенному SS 100 Coupe.
Способность преодолевать длинные расстояния (что тяжело для водителя родстера) была продемонстрирована на автодроме Montlhery под Парижем. Здесь Стирлинг Мосс и ещё несколько водителей в течение семи суток вели XK120 со средней скоростью более 100 миль в час. В 1951-м году XK120 возвращается в Ле-Ман и одерживает блестящую победу. Но теперь это был уже ХК120С,более известный как С-type.
Ну а к Ле-Ману 1953-го года инженеры Jaguar совместно с Dunlop разрабатывали новый тип тормозов, который до настоящего времени использовался только на самолетах. Дисковые тормоза должны были стать секретным оружием Jaguar. Ле-Ман'53 был как никогда насыщен звёздами - на этот раз здесь собрались практически все европейские автопроизводители и пилоты Формулы1. И именно здесь "британские кошки" нанесли соперникам сокрушительный удар,заняв 1-е, 2-е и 4-е места. Это был триумф:
В 1954-м XK120 был заменен XK140, оснащённым более мощным (190 л.с.) двигателем, который ранее использовался на специальных версиях 120.
Экстерьер новинки отличался от предшественника лишь рисунком ребер на облицовке радиатора и массивным передним бамперам. Модификации с жёстким и складным верхом имели удлинённую линию крыши, что позволило добавить два небольших места сзади - теперь "особо отмороженные" могли использовать автомобиль в качестве семейного.
Кстати, теперь можно было заказать установку головки блока от C-type, поднимавшей мощность до 210 л.с. Для семейного автомобиля - как раз то, что надо! И дети в школу не опаздают, и за хлебом можно успеть, и к жене вернуться, успев по дороге с работы заехать, куда нужно. XK140S поддержал популярность XK, но в автогонках такого успеха уже не имел.
Однако, C-type подлежал замене на D-type. Опытный образец совершил пару пристрелочных заездов в сезоне 1953, но это была лишь переходная модель между "C" и "D".
D-тип должен был стать принципиально новой машиной, поскольку его кузов представлял собой не рамную конструкцию, а монокок. К магниевой скорлупе крепился трубчатый подрамник, на который, в свою очередь - двигатель, элементы рулевого механизма и передней подвески. Вообще, D-type позаимствовал довольно много "авиационных" решений. А авторами этого болида были Билл Хейнс и Малкомом Сейер.
D-type, выигравший большое количество различных гонок (в том числе и Ле-Ман 1955-1956 г.г.), стал прекрасным полигоном для испытания многих технических находок, одной из которых были дисковые тормоза. Впоследствии дисковые тормоза нашли применение и на новой модели серии ХК - 150, появившейся в мае 1957-го. Кроме автомобиля с двигателем от модели 140, мощностью 190 л.с.,можно было заказать и ХК150 Special Equipment с мотором, выдающим 210 л.с. Этот двигатель нёс индекс B, что внесло некоторую неразбериху в индексацию, ведь намного раньше появился мотор C-type. Тормозные характеристики никогда не были коньком XK, так что замена барабанов дисками была как нельзя кстати.
Вместе с запуском родстера XK150 был представлен и "S" вариант с новой головкой блока, доработанной Гарри Веслейком и известной, как "головка с прямыми каналами". Вместе с тремя карбюраторами SU она повысила мощность до 250 л.с. С этим двигателем XK150 разгонялся до 133 миль в час, а 50 миль в час набирал за 7,3 секунды. Модель продержалась в производстве до 1960-го года. Но даже после того, как красавцы серии ХК перестали покидать ворота завода в Ковентри, они остались олицетворением Jaguar и позволили фирме надолго стать одним из ведущих производителей спортивных автомобилей в мире. ____
Автор: Антон Косенко
Технические характеристики Jaguar XK120
Годы производства
1949-1954
Двигатель
6-цилиндровый, рядный. Расположен спереди продольно
Диаметр цилиндра/ход поршня    мм
83/106
Рабочий объем    см
3442
Мощность    л.с. при об/мн
160 при 5000
КПП
4-х ступенчатая, механическая
Передняя подвеска
Независимая, двухрычажная на амортизаторах и пружинах. Стабилизатор поперечной устойчивости
Задняя подвеска
Неразрезная балка на рессорах и амортизаторах
Тормоза
Гидравлические, барабанные
Длина/ширина/высота    мм
4420/1560/1140
Снаряжённый вес    кг
1320
Время разгон 0 - 96,5 км/ч    сек
10,0
Максимальная скорость    км/ч
203
Кол-во произведенных экземпляров
12055
Цена экземпляра в Германии(предложение на сегодня)   DM